Блог Детской Академии наук Qawra

Сторителлинг для детей

Недавно говорили о важности теории и практики навыка в современном образовании. 

Наталья Лапкина @natalylapkina рассказала о том, как в соавторстве с Натальей О Шей Хелависой в одном из наших научно-творческий лагерей 7 лет назад родилась идея создать книгу «Сказки, рассказанные в октябре» (вы можете найти ссылку на книгу по ссылке шапке профиля @qawraartkids). 

В лагере у экспертов была задача рассказать и по возможности показать детям-участникам лагеря сложную кельтскую культуру, раскрыть ее самобытность, показать укорененность и почувствовать, как кельтская культура живет сейчас. 

Книга знакомит с этнографическим термином «традиционный нарратив», пришедший из научных антропологических исследований, сейчас это понятие называется сторителлинг. Благодаря этой практике экспертам удалось передать детям через нарратив целый пласт информации о кельтской культуре, по объему сопоставимый с лекциями кельтологов МГУ. 

Понятия сторителлинг в русскоязычном поле и этого направления еще даже не существовало, а сейчас, по прошествии 7-8 лет, термин закрепился и появляется везде, преимущественно в бизнесе и маркетинге. 

Маркетинговый и цифровой сторителлинг предполагает погружение слушателя в продукт, историю, а также позволяет автору пропустить предмет рассказа через себя, через свои чувства, мысли, интересы. 
Это живое повествование, не записанная история, а рождающийся здесь и сейчас упорядоченный рассказ. 
Сейчас для многих, кто работает в диджитал сфере, сторителлинг сопровождает появление нового Золотого века литературы. 
Цифровизация жизни и обилие блогов, которые появляются по запросу читателей, позволяет говорить о том, что передача информации в формате личной истории очень востребована.  

В одной из самых популярных книг по сторителлингу «Сториномика» авторы Роберт Макки и Том Джерас рассказывают о том, как передавать историю так, чтобы было интересно слушать, что такое вообще история, а что такое хорошая история. Авторы определяют базовые моменты любого рассказа - сюжет, герой, конфликт.

В любой истории герой движется по сюжетной линии, преодолевает внешние или внутренние препятствия, через конфликт раскрывается и трансформируется. А читатель или слушатель наблюдает, как в ходе динамической эскалации происходит эта трансформация героя. Мы словно входим внутрь героя, не можем оторваться от наблюдения или анализа его действий. 

Важно понимать, что письменный жанр литературы это совершенно самостоятельное, отдельное направление. А устная история это то, когда ты можешь создавать свою систему смыслов. 

Ребенку, который удерживает внимание во время лекции всего на 15 минут, сторителлинг помогает сохранять включенность и увеличивать время погружения в не динамическое действие. В результате его фокус внимания - внутри этой истории, история вызывает отклик и тебе хочется вместе - слушать, фантазировать, изучать. В нашей практике часто это коллективное действие, когда дети работают сообща. Например, создают сериал, который скоро будут защищать на телевидении.


Сторителлинг прекрасно развивает насыщенную и грамотную речь, недостаток которой отмечают сейчас родители, так как интернет-язык упрощается и беднеет с каждым днем. 

У ребенка очень здорово формируется личная история, он видит сюжет и может на него влиять, появляется интерес к другой литературе. Ребенок больше читает и насыщает себя новой информацией, когда осознает механики рассказа интересной и увлекательной для других истории.



Развивается умение связно, хорошо говорить, логично выстроить мысль, ты цепляешь логику повествования и лучше считываешь других людей, лучше начинаешь видеть, когда тебя слушают и когда не слушают
Понимаешь, что чтобы сделать свой рассказ достойным интереса, нужно вести так называемое «плотное повествование», насыщенное фактами и расцвеченное прилагательными, благодаря фактам тебе верят, благодаря сочной речи слушателям проще и приятнее представлять образы, о которых ты говоришь. 

Таким образом, ребенок обогащает свой словарный запас, пополняя не только свой «банк данных», но и расширяя круг общения, круг интересов, пополняя свое образование. 

Из прикладных методик, которые вы можете использовать даже дома, советуем: 

  1. «кубики историй» - на каждой грани есть какая-то картинка, например кубики по мифам или по природе, их можно брать в дорогу, в гости, куда угодно. на каждой грани с рисунком можно придумывать историю, связывать персонажей, у ребенка включается фантазия, логика, озорство, это прекрасная игра для коллектива или детского утренника. 
  2. можно писать письма кому-то - выбрать партнера по переписке из другой страны или писать виртуальному «другу», в частности для саморефлексии это очень хорошая терапевтическая техника. 
  3. игра «имаджинариум» и другие настольные игры такого рода
  4. игра «чепуха»



Вся наша жизнь - масса историй, а мы являемся главным персонажем. Когда ребенок учится рассказывать истории, сначала маленькие, он получает внимание к себе, постепенно он начинает видеть, что в каждой истории есть свой персонаж и с ним что-то происходит, навык трансформируется в наблюдение себя, как персонажа. Ребенок все больше берет на себя авторство - ответственность, осознанно принимает решения, создает обстоятельства для своей реальной жизни.  

Умение повернуть историю выгодным для себя боком, быстро и понятно провести «питчинг» (вспоминаем правило 5 минут в лифте), умение замечать подробности и детали, режиссировать свою жизнь в соотвествии с методами построения характера, даже сюжетно-ролевая игра в куклы или магазин - всё это тоже сторителлинг

Нам все время приходится проживать и рассказывать истории, рассказывать от 1 или 3 лица, быть персонажем или автором. Дети учатся не просто свободному творчеству, когда говоришь, что хочешь, и не строгому следованию сценарию, нет! Они получают навык соблюдения баланса между рассказом «из себя» так, чтобы это было интересно слушать аудитории ребенка.


После обсуждения эксперты провели в комнате практическое занятие - за 10 минут постарались придумать персонажей, связать их в историю. Это было сложно и очень весело! 

С одной стороны мы столкнулись с тем, что сюжетных линий появилось слишком много, мы старались не отклоняться от основного сценарий и учитывать все желания и потребности участников, не забывая себя и свое удовольствие от рассказа. 
Эта практика пробуждает и включает зоны, ответственные за творческое начало, у каждого после нее появились идеи и разные контексты, запустились механизмы. Словом, мы достигли своей цели, попробовать сторителлинг на практике и раскачать творческое сознание.

Курс "Сторителлинг" проходит в Детской Академии наук Qawra очно и онлайн запись на сайте https://sciencekids.ru/